Знаете ли вы, что есть точка? Какой у неё характер? Когда-нибудь пробовали нарисовать картину звуком с помощью «оркестра домохозяйки»? А воспитанники художественной студии «Творчество и мир» знают, как это сделать.
17 августа в клубе «Сфера» этим же премудростям научили специалистов и экспертов некоммерческого сектора.
Семинар-практикум на тему всестороннего развития личности через творческие занятия по программе комплексного развития «Творчество и мир» собрал на базе РОО клуба ЮНЕСКО «Сфера» представителей некоммерческих неполитических организаций (НКО) Москвы. Не смотря различия в направлениях работы: от медицины до восстановления храмов, специалистов некоммерческого сектора заинтересовала авторская программа основателя клуба «Сфера» и педагога-художника Александра Васильевича Лубенко.
Присутствовали на семинаре также эксперты Агентства Социальных Инвестиций и Инноваций Оксана Пешкова и Сергей Голубев. Агентство известно тем, что является лабораторией новых социальных технологий, консультантом и инкубатором социально-ориентированных НКО.
Презентация проходила в актовом зале среди работ Александра Васильевича, а рассказывала о «Творчестве и мир» президент РОО клуба ЮНЕСКО «Сфера» Надежда Алексеевна Лубенко. Как педагог одноименной студии она рассказывала не просто о теории, а о многолетней практике. Как, например, о занятиях в городском каникулярном лагере «Группа творческого досуга «Московия». В ходе обучения дети переходили от простых упражнений к самостоятельным авторским работам и настенным росписям в школах Ивановского района (В ходе ремонтов школ многие росписи были утрачены – ком. авт.). Программа развивает образное мышление не только в рисунке, но и в письме. Младшим школьникам, посещавшим занятия, во время учебного года легче давалось изучение алфавита и чтение.
Есть поговорка: "Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму", в этом заключалась вторя часть семинара – практикум.
В художественной мастерской, где обычно занимаются воспитанники творческих студий, специалисты и эксперты в области социальной деятельности стали на время учениками-первогодками. Первый урок начался с самого простого, но и с самого сложного вопроса: «Что такое точка?». Участникам практикума предложили порассуждать на тему точек в природе. Начали великовозрастные ученики, как и следовало ожидать, с философии: «Это начало и конец... Точка – это начало всего...». А, благодаря наводящим вопросам ведущих практикума, пришли к предметному миру: «Снежинки, листики, песчинки, капли дождя, звёздочки, веснушки, точки на божьей коровке и сама божия коровка».
– А в техническом плане, точка это одно касание кисти, – пояснила Надежда Алексеевна. – А каждый трепет вашей души передаётся через руку.
Пробуя свои силы в первом упражнении, участники практикума беседовали с Александром Васильевичем о том, что изображает человек, выражая себя в творчестве. С усложнением следующих упражнений, усложнялась и беседа. Ведущие и участники семинара-практикума поговорили о формате и рамках в искусстве, в частности изобразительном; о движении точек и движении как таковом в изобразительном плане; о разнообразии характеров точек и том, как автор изображает настроение и атмосферу в картине. Александ Васильевич подвёл беседу к тому, что полотно вдохновлённого автора может звучать и быть выражено музыкой, чему также учат воспитанников студии «Творчество и мир».
Музыка и звучание стали заключительной темой семинара-практикума. О музыке в быту с участниками поговорила ученица Александра Васильевича и Надежды Алексеевны, педагог вокально-инструментального курса «Хочу петь!» Наталья Вячеславовна Сизанова.
– Важно открыть звук в себе и во всём окружающем.
Наталья представила слушателям народные музыкальные инструменты и нетрадиционные для музыки предметы из «оркестра домохозяйки». Бытовые предметы тоже могут издавать звуки, которые вызывают ассоциации связанные с совершенно другими предметами и даже явлениями природы. Так если подуть в стеклянную бутылку, как во флейту, то слышится гудок поезда или парохода, а в шуршании пакета – ветер, дождь, шелест падающих листьев и шорох сухой осенней листвы под ногами в парке. Каждый из участников услышал что-то своё. Именно так, из одних звуков, можно нарисовать целую музыкальную картину, при этом без музыкальных инструментов и специального образования.
Музыкальные занятия, а также театральные и литературные, наряду с изобразительным искусством, являются неотъемлемыми взаимосвязанными частями программы комплексного развития личности «Творчество и мир». Формат семинара-практикума, к сожалению, не мог вместить все уроки четырёх лет обучения. Однако организаторам за два академических часа удалось показать участникам семинара-практикума суть программы. А эксперты Агентства Социальных Инвестиций и Инноваций отметили, что программа комплексного развития «Творчество и мир» действительно является уникальной и может позитивно влиять на раскрытие интеллектуального потенциала каждого ребёнка.
Комментарии: