Предлагаем вниманию гостей и читателей сайта речь отца Алексея (Лихочёва) - настоятеля храма Смоленской Божией матери.

Мысли о культуре бального танца

(совместимы ли Христианская вера и Балы?)

Когда-то танцы были под прещением канонических правил Церкви (которые, кстати, никто не отменял). А 350 лет назад при царе Алексее Михайловиче даже были Правительственные постановления против всякого рода "скоморошьих забав", включая светскую (нецерковную) музыку и "плясания". И если мы скажем, что, мол, теперь танцевать можно, просто другое время - это будет не ответ по существу, а проявление "обновленчества" - безрассудного изменения основ церковной традиции.

Чтобы решить эту проблему "в корне", надо исходить из понятий "Церкви" и "бальной культуры". Церковь в "утилитарном" смысле есть хранилище "Христова Откровения миру", её задача максимально точно передавать новым поколениям ТО, что Бог пришёл открыть людям. А главный праздник нашей Православной Церкви - Пасха - говорит о том, что это откровение - новая правда о нас, людях - что мы все ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для жизни с Богом, и в этом - смысл Истории. Мы, христиане, названы СОЛЬЮ ЗЕМЛИ и СВЕТОМ МИРА, ради нашего вхождения в Царство Божие Бог продливает бытие всего космоса. А вот "культура" это и есть специфически человеческий способ бытия, когда человек выражает ВО-ВНЕ открывающиеся ему духовные интуиции. Верит человек так или иначе, или вообще в Бога не верит, он всё равно будет носителем культуры. Культура всегда есть ВЫРАЖЕНИЕ духовного мира человека, и от того, каков его внутренний мир, он будет выразителем той или иной культуры. Человек - существо сложное, у него есть тело, душа и дух, и потому культура тоже имеет все эти три измерения. Человек - существо иерархическое, дух определяет бытие души и тела (пример - бомжи), и потому в культуре её высшая, ценностно-смысловая, мировоззренческая составляющая определяет её низшие "этажи". Есть, поэтому, культура христианская и исламская, буддийская и языческая, которые культивируют глубоко различное понимание человеком самого себя и своего места в мире. Сегодня мы переживаем КРИЗИС культуры, и это - не случайно. Великая Европейская цивилизация, бытие которой мы отсчитываем от наступления "НАШЕЙ ЭРЫ" 2015 лет назад, была порождена откликом малых народных культур на Христово Откровение миру. Но послужив небывалому всплеску нравственности, общественно-государственного строительства и научного освоения мира, эта культура перестала осознаваться своими носителями и потому терпит глубочайший кризис. Проявлением этого кризиса является не только расцерковление всех общественных институтов и самого мировоззрения, но и потеря культурных достижений, декаданс, огрубление нравов, выражающееся в том числе и в деградации "праздничной культуры", то есть способов проведения и организации свободного времени, досуга. Вот почему само дело "СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ" уже само по себе есть дело христианское.

С точки зрения культурологии танец как искусство есть удивительное порождение творческой стихии фольклора, и как в песне раскрывается "душа народа", так в танце раскрываются интуитивные "препозиции" народного духа. Само явление танца есть порождение важнейшей человеческой способности "сублимации" эротической энергии, когда наша индивидуальная психо-энерегийная стихия находит выход на новом, более высоком культурном уровне. "Язык танца" - это удивительная способность человека проявлять свое единство тела, души и духа в рафинированных (т.е. тщательно отобранных столетиями, отшлифованных смысловых и эстетических значений мимики, жестов и поз), ритмически организованных совместных движениях многих людей как некоего единства. Почему же Церковь, высоко превознося подобного рода вдохновленное единство в ХОРЕ, хоровой культуре (где в песнопении соединяются тела - голоса, души - эмоции, и дух - смыслы), не приняла в свое время подобного проявления танцевальной культуры, которая, между прочим, способна организовать такого рода единство на ещё более высоком уровне? Прежде всего, это не так однозначно: в эфиопской Церкви до сих пор сохраняются танцевальные движения молящегося народа на Литургии. Это "непринятие" танца связано, во-первых, с "отроческим" периодом византийской культуры, которая вышла из античной. А античная культура именно культивировала телесное измерение человеческого бытия, и превозможение тела было ЗНАМЕНЕМ восхождения на новый культурной уровень византийского общества и византийского фольклора. В литургическом действе были "воцерковлены" песня и театр, а вот танец остался в стороне по понятным причинам - надо было освободить христианскую культуру от диктата плоти, которому была подчинена вся эллинистическая культура. Во-вторых, это было связано с иерархией культурных уровней и естественной периодизацией индивидуального становления человека. Возрастание человека, созревание его как личности претерпевает определенные фазы, последовательность которых определяется иерархическим соотношением состава человеческой природы. Безусловно, физическое развитие идёт одновременно с психическим и духовным (ценностно-смысловым, мировоззренческим). Но если первое довольно скоро заканчивается, то остальные его виды могут осуществляться до самого конца физического существования человека. Вот почему Церковь обращает своё внимание именно на душевное и духовное формирование человека, хотя безусловно не отрицает важности и значимости физического становления. Более того, именно православная традиция не имела в своей истории греха уничижения тела или "гнушения плотью", что было свойственно разного рода сектам и западному христианству в целом. Не случайно именно Пасха - главный праздник именно в Православии, а это - праздник ТЕЛЕСНОГО ВОСКРЕСЕНИЯ Господа, то есть возращения ТЕЛА в обновленном его состоянии в первоначальное единство тройственного состава человеческой природы Человека Иисуса Христа. Возможно, мы доживём до времени, когда и танец как форма искусства, творчества будет более глубоко воцерковлён, ибо между ним и церковной традицией нет принципиального противоречия.

Ещё один аспект нашей темы - Церковь и молодежь. В чём своеобразие молодёжного периода в жизни человека? Это - период, непосредственно ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ЗРЕЛОСТИ. Это время расцвета всех сил, творческого отношения к жизни, когда человек при правильном формировании всех сторон его существа особенно смел и великодушен, но при этом легко переоценивает свои возможности, ещё нетрезво мыслит о себе, не видит соотношения времени и вечности. Но мы прекрасно видим в наше время ДЕГРАДАЦИИ культуры, насколько подрезаются крылья молодежного творческого дерзновения при неправильном формировании тройческого существа человека. Жертвы компьютерного обольщения - субтильные юноши и девушки, супермэны в собственных виртуальных фантазиях, неспособные к службе в армии или к деторождению. Жертвы этой же культурной деградации - 15-18-летние развратники, потерявшие интерес к самым энергетически сильным эротическим отношениям, променявшие их на "голый секс" и неспособные ни к супружеской любви, ни к созданию полноценной семьи. А ведь именно "эрос" - одна из главных творческих сил человеческой души, приводящая в процессе сублимации к таким высочайшим достижениям мировой культуры как "Ромэо и Джульетта", "Евгений Онегин" или, например, "Русалочка" Андерсена.

Невозможно формирование культурного человека без овладения им речевой стихии, своего родного языка. Но точно также будет ущербен молодой человек, не овладевший языком телесного выражения себя - языком танца. И если физическое развитие осуществляется и подходит к зениту в молодежный период человеческой жизни, то становится понятным особое значение танцевальной культуры именно в молодежный, детский и юношеский периоды жизни человека. Эта культура дисциплинирует и сублимирует процессы телесного самовыражения, приобщает к общечеловеческим достижениям в этой сфере. Насколько неспособен хореографически некультурный человек выразить свою пробуждающуюся эротическую активность и часто уходит с ней в пошлость и разврат, настолько человек, приобщённой к культуре телесного самовыражения, способен эти стихийные порывы сублимировать в творческие порывы и достижения. Не случайно именно стихия танца стала в христианском мире за последние три века средой, где наиболее адекватно решалась важнейшая проблема молодежного возраста - осуществление брачного выбора. На уровне самого глубокого, интуитивного познания и восприятия партнеров друг друга в танце можно было проявить свои таланты, способность творческого диалога, эмоционального отклика, чуткости - и всё это без категорически запрещаемого церковью "конкумбината" (пробного сожительства). Печально, что наш народ купился на подмену западной лжекультуры и заменил теплые танцевальные вечера на рок-беснования дискотек. Не будем забывать, что утончённые традиции христианского танца вытеснены грубой атмосферой магических камланий, а целомудренное отношение к хореографическому партнеру - распущенностью наркомузыкальных оргий. Идёт война с нашей культурой по всем фронтам, и сохранение её - это дело сохранения нашей культурной самоидентификации. Обратите внимание на общую культурную атмосферу "бальных вечеров" - классическое музыкальное искусство, классическая костюмная мода, дворянский этикет. Всё это придает возрождению бальной культуры значение важнейшего инструмента в деле противодействия деградации христианской культуры и сохранению нами себя как русского народа, православного этноса.

Комментарии:

Социальные проекты

Путевые заметки родителей

Творчество и мир

Исторические игры

СИМФОНИЯ СЕМЬИ

Активное долголетие

Вход/ регистрация

75-ти летие ВОВ

Подписка на новости

'Условия и положения'

Другие услуги

Путевые заметки родителей

You are here:  
Семейный бал "Цветок милосердия"

Семейный бал "Цветок милосердия"

Цветок милосердия

в соответствии с Алена

Состоялся 23 ноября

More...
Живое наследие памяти

Живое наследие памяти

29.11 и 20.12

в соответствии с Алена

More...
Приглашаем на мастер-классы

Приглашаем на мастер-классы

Запись на мастер-классы

в соответствии с Алена

Роспись новогодних игрушек Роспись матрешки

More...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.